Дороги Алтая
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Мои статьи [17]

Спуск яхты

Первые мили

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.01.2019, 22:25

Главная » Статьи » Мои статьи

Дорога к Софийскому леднику

Дорога на Софийский ледник.

Начало - ЗДЕСЬ Сперва давайте вернемся к мосту через Акколь. По левому берегу пойдет полевая дорога, или, вернее, горная. Обнулите счетчик, или запишите, что он показывает, что бы не потерять счет километрам. Вам нужно пройти 30 км. Вначале дорога пойдет по ровной долине, ложу древнего ледника, если нам с вами повезет, мы увидим его теперешнее состояние. Тут я бы хотел ненадолго отвлечься, и выложить вам свои скудные познания о ледниках. Эти создания - одна из самых мощных сил природы, если вы попадете к подножию ледника в конце лета, вы увидите его в наиболее активной фазе. Работает он так: огромная масса льда, пополняемая каждую зиму, а так же в периоды оледенений, под действием своей массы медленно стекает вниз по наклонному ложу. При этом она оказывает гигантское давление на дно и стенки ущелья.Долина Акколя. Стадо верблюдов (если кто не верит глазам:)) Под дном ледника текут мощные потоки воды, образуемой в результате его таяния. В сочетании с силой давления льда, они и переносимые ими и текущим льдом оторванные от стенок ущелья камни обдирают борта и дно долины, превращаясь в песок и гравий самого разного размера. Все это добро частью остается у бортов долины, а частью стекает к ее центру, оставаясь под ледником. Ледник, словно бульдозер, потоком воды и медленным течением льда переносит эти кучи обломков вниз в периоды активного роста. Когда ледник начинает таять, а за последние 100 лет ледники Алтая ушли в среднем на 1500-2000 метров - и продолжают отходить на 15-20 метров в год, скопившийся под ним материал остается лежать, вытаяв из-подо льда. Образуется так называемая морена. Часть морен оказывается насыпана по краям долины под ее бортами, а часть - в ее центре в виде наваленных друг на друга холмов из песка, камней и изредка встречающихся обломков с дом размером, все эти составляющие очень качественно перемешаны и не окатаны так, как речная галька - крупные камни часто несут на себе следы длительной обработки песчано-гравийной смесью и имеют одну относительно ровную поверхность. Те участки скал, которые не поддались леднику и не оказались засыпаны мореной, но все же находились в эпицентре событий, и получили сполна, образуют так называемые бараньи лбы - неплохо отполированные округлые выходы скал, как рога на лбу у буйвола. Все это я описал так подробно, чтобы вы не потерялись в том хаосе, который представляет для неподготовленного зрителя логово ледника - его ущелье. Кстати, перед Бельтиром дорога, по которой вы к нему ехали, проходила явно по древним моренам ледника, язык которого выходил в чуйскую степь. А если с оползня посмотреть на противоположный борт долины, можно увидеть справа, над Бельтиром скошенную ледником скалу, а левее, напротив оползня, заметить следы террасс, которые, на мой дилетантский взгляд оставил когда-то Чаган, бывший под стать таявшему древнему леднику, великой рекой. Не удивительно, что чуйская степь являлась при этом дном огромного озера. Но, едем дальше!А для тех, кому стало интересно ЗДЕСЬ есть замечательный сайт, посвященный древнему и современному оледенению Алтая, с объяснением специальных терминов из гляциологии.

Ровный участок закончится горным массивом, который не смог добить ледник, а потому, придется нам на него подниматься. Ближние к нам горки за спиной у верблюдов на каринке - это оно и есть. Кстати, Акколь пробил в нем потрясающий каньон, но об этом - после. Подъехав к этим горам, включайте раздатку, не стоит мучать машину, мы начинаем игру в трактор. Тут главное - не сбиться с дороги. Вообще-то дорога проложена здесь к зимовьям пастухов и к покосам. Косят здесь - везде, где хоть что-то растет, поэтому - имейте уважение - ездите только по дороге, мы должны быть благодарны местным жителям, что она у нас есть. К зимовьям с дороги идут ответвления - нам важно не сбиться. Софийский ледник. Дождь. Июнь. По дороге мы можем встретить местных, если они попросят нас остановить машину - мы должны остановиться - во-первых, по тому, что машина здесь - не частое явление, во-вторых - потому, что местные - народ мирный, жизнь у них тяжелая, и даже поговорить им не с кем, а если у нас полетит в пути коробка, не дай бог, мы к ним же и придем за помощью, в-третьих, у них можно уточнить дорогу, в-четвертых, нам бросать свои тачки, и топать в горы, а они там без нас стоять будут, ну вы поняли, аргументов у меня хоть отбавляй. Наконец, нам придется проезжать у самого зимовья, что у озер - там просто необходимо остановиться, поговорить, распросить дорогу. Обязательно нужно захватить продуктов на подарки - в семьях алтайцев много детей, а товары к ним как-то еще не научились завозить, потому - захватите конфет, там еще чего-нибудь, короче - как говорил Папанов - детям мороженое. Кстати мужики от бутылки водки тоже не откажутся, но это уже решать вам, кстати, после этого они вам самую простую и лучшую дорогу покажут.

Итак, вернемся к нашим баранам, начинаются тягуны. Влево к зимовью у реки уйдет дорожка - увы, нам не туда, нам - вверх. Периодически от главной дороги будут отходить ответвления - направо, на верх, на урочище Шалтра и налево - в том месте, где в Акколь из-за обращенного к нам торцом хребта Бельтирду примет в себя приток Караоюк. Там есть мост через Акколь - нам - не туда! Держитесь золотой середины - река где-то внизу за скалами слева, справа над головой - крутой склон Шалтры. И тогда, когда дорожка прижмется совсем вправо к подножию Шалтры, а слева начнется заболоченный луг - покос местного населения, из-за остающегося слева холма выплывет впереди зимовье, а за ним - озеро Каракуль (т.е. черное озеро). К зимовью пройдем через ручьи и заболоченный луг по дороге. Там нам скажут как ехать. Скорее всего, предложат объехать Караколь справа - там между подножием хребта и озером можно пройти - не бойтесь бокового уклона - наш сарайчик не перевернулся - никто не перевернется. Но! Сразу за озером, у осатков зимовья, пересекайте долину по дороге на другой ее борт. Иначе упретесь в кочковатое болото. За гривой, идущей посреди долины, нас ждет озеро Аккуль - т.е. белое озеро. И это правда, насколько Каракуль черен, на столько же Аккуль бел. Он раза в два - три длиннее и его берег - песчаный. Идите только по дороге, чтобы не заблудиться. Она должна привести вас к спуску к Аккулю. Спуск песчаный, но не бойтесь обратной дороги - УАЗ легко идет по нему вверх - песок порос травой. Далее дорога идет вдоль Аккуля. Слева высится хребет Бельтирду, а впереди маячат висячие ледники. Справа впереди - большая треугольная гора, нам надо оказаться у ее подножия - дальше хода на машине нет. Озерцо по дороге. Справа впереди - гора, до которой дойдет машина Увы. Придется идти пешком. Но до нее нужно проехать несколько слегка заболоченных участков, а так же несколько бродов. Броды лучше все же сначала оценить, хотя они и легкопроходимы - мы не там, где стоит рисковать лишний раз. В конце концов, дорогу нам преградит приличный ручей. Переехать его можно, но дальше будет склон, который трудно преодолеть. Да и не стоит. Ставим лагерь. Здесь ОЧЕНЬ живописно!!!! Выходить на ледник нужно с утра. До него километров 6 - их можно идти по этому же берегу Аккуля, что мы и делали дважды - но этот путь менее живописен, не дает рассмотреть моренные озера и морену, а кроме того труден из-за курумов. Это такие завалы из камней. Перебродить Аккуль можно, пройдя с километр вперед, там он разбивается на рукава, но! Редкие сапоги не наберут воды на этом пути, так что хотите мочить кроссовки или кеды до ушей - мочите, не хотите, запасайтесь болотными сапогами, там выше чем по колено точно будет. Кроме того в солнечный день ледник активно тает и если с утра уровень воды будет мал, к вечеру он заметно вырастет. Идти по морене очень интересно - в ней спятано с полдюжины озер самых разных оттенков синего и зеленого цвета. За ней будет подпруженное озеро, почти километр в диаметре. Дальше - песчаное широкое ложе реки, там идти станет легче. Аккольский ледник очень хорошо запоминается - столь характерны три торчащие из-подо льда врешины - они носят названия, данные им проф. Сапожниковым - Брат, Ольга и Ксения. В солнечный день у ледника очень праздничный вид - не настолько торжественный, "парадный", как у Талдуринского, а именно праздничный, зато в пасмурную погоду, что здесь не редкость, ледник может показаться очень сумрачным. На леднике, если нет свежего снега - можно походить, иначе - нужно связаться веревкой, чтобы не провалиться в скрытую снегом трещину. По леднику удобно ходить с лыжной палочкой, но будьте начеку и не разбредайтесь, возможны и камнепады. Ледник за мореной. Август По поверхности льда текут ручьи идеально чистой воды, местами они обрываются в трещины или промоины. Толщина льда на Софийском доходит до 160 метров, так что не подходите к трещинам без обвязки. Напоследок скажу о том, что ледник был впервые описан проф. Томского университета Сапожниковым в период его экспедиций на Алтай с 1895года. 150 его фотографий хранятся в Алтайском госуниверситете и доступны на их сайте. И где бы мы ни шли по Алтаю, всегда мы идем по его следам. Вернувшись к машине, если вы не устали насмерть, можно по ручью у стоянки подняться на гору, там красивые виды, ручей вытекает из каменистой осыпи, над ней висят ледники, кстати на этой горке можно наткнуться на огромные заросли занесенного в красную книгу растения - лука алтайского, ближайшего родственника возделываемого на наших огородах лука-батуна. А вот еще дальше должно быть, судя по карте, озеро. Сам не доходил - не видел. Если вам еще не надоело - мимо покинутого нами на время оползня можно проехать на соседний с Софийским Талдуринский ледник, к подножию самой высокой вершины Южно-Чуйского хребта - г.Иикту. Но там дорога будет куда похуже. Минимальными требованиями для нас был и остается УАЗ. А вот Крузерам и пажерам лучше сразу оставить свои пластиковые буферы и прочую мишуру дома - иначе она все равно отлетит - дорога на Талдуру - дело серьезное.

Категория: Мои статьи | Добавил: Paul (15.08.2012)
Просмотров: 964 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz