После того, как мы закончили работу с силовой установкой, встал вопрос о
том, где мы будем ее устанавливать в нашем корпусе. Этот практический
вопрос требовал от нас понять, а как вообще мы видим будущее судно,
какова будет его компановка? Исходный проект предусматривал установку
подвесного мотора, с установкой стационара мы вынуждены значительно его
переделывать в части компоновки. Известно, что гребной вал должен
устанавливаться как можно ближе к горизонтали и во всяком случае,
составлять с нею угол не более 12 градусов, иначе винт будет работать в
косом потоке и сильно терять свой и без того невысокий КПД. Двигатель по
паспорту должен быть установлен с углом к горизонтали не более 20
градусов. Избегая усложнения валовой линии введением в нее карданных
валов или ШРУСов мы решаем сделать угол установки гребного вала как
можно более пологим и приходим к выводу, что при угле в 8 градусов, в
рассчете на оптимальный винт (диаметр 42 см), с установкой внутри
корпуса на выходе вала в катер дейдвудного сальника и опорного
подшипника и при том, что длина двигателя с КПП и резино-метааллической
муфтой у нас уже составила внушительные 106 см мы вынуждены ставить
мотор не в кормовом, а в среднем отсеке - на промежутке между 5-м
(4-бис) и 8-м шпангоутами-переборками.
Что же мы для этого имеем? В хозяйстве есть труба из нержавеющей стали
внешним диаметром 40мм и толщиной стенки 4мм. Из нее решено делать
гребной вал. Длина трубы 4100мм. Также имеется две нержавеющих трубы
внешним диаметром 60мм и толщиной стенки 3мм. Из одной из них решено
сделать дейдвудную трубу. Вторая пока прочится на роль мачты. Итак,
первая задача - разметить положение двигательной установки в корпусе,
разметить валовую под углом 8 градусов, просверлить пилотное отверстие
(для этой цели за 128 рублей приобретено 450мм сверло по дереву на
10мм). По пилотному отверстию проделать в киле 60мм отверстие для
дейдвуда. Задача эта заняла два выходных 11-го и 12-го числа и была
успешно завершена сверлением 60-мм отверстия 17-го марта. Пилотное
отверстие далось нам довольно легко - лазерный уровень усердно по мере
сверления пилотного отверстия посылал зайчики под углом в 8 градусов
сначала на переборку 8-го шпангоута, затем на фанерный флор 7-го и
наконец на киль, а вскоре уже и на стенку мастерской через все
вышеперечисленные связи корпуса будущего судна. Но угол входа этого
отверстия в киль с учетом поднятия линии киля к корме составил ничтожные
14 градусов. Под этим углом предстояло просверлить в 40мм киле
аккуратное отверстие хорошего пушечного калибра.
Сначала решили взять 60-мм трубу, приварить с одной стороны вал для
дрели, а с другой нарезать болгаркой зубья. Было понятно, что зубьям
нужен развод, иначе трубу заклинит, значит в результате получим слишком
большое отверстие. Поиски решения привели к открытию - старый
амортизатор УАЗа, еще не с пластиковым, а железным грязезащитным
колпаком - хорошее решение. Диаметр самого колпака несколько менее 60мм,
но торец его отогнут юбкой до диаметра 60 - если там вырезать зубья -
развод не понадобится. Два зуба напротив друг друга были молотком
(каюсь, попавшимся под руку здоровым круглым напильником) вколочены
внутрь, с целью обеспечить развод не только наружу, но и внутрь, чтобы
выпиливаемый по центру отверстия деревянный цилиндр не клинил внутри
фрезы. Шток амортизатора диаметром 12мм центрует ее по пилотному
отверстию, которое к моменту вступления девайса в работу пришлось
рассверлить с 10 до 12мм. В ухе амортизатора просверлили дырку и
вставили в нее шток для зажатия фрезы в патроне дрели. Естественно,
приварили. Агрегат позволил сверлить отверстия градусов до 25 в доске от
подоконника. При более пологом угле длинны агрегата не хватало.
Для решения задачи был взят фрезер с цангой на 8мм, в цангу вставили
штырь, к которому аки к половецкой стреле, предназначенной для
перерубания тетив у луков противника, приварили стальные пластинки.
Получилась перка, позволившая начать заход сверления. Обороты фрезера
позволили сделать этот заход аккуратным, но по мере заглубления,
мощности фрезера стало не хватать и пришлось вставить перку в дрель.
Вскорости дрель оторвала один из ножей перки. На этот случай была вторая
подобная перка, она имела острый угол ножей, это не подходило для
начального этапа - как оказалось, острый угол не давал перке
заглубляться в почти по касательной расположенную поверхность киля,
создавая расклад сил, не позволяющий фрезеру заглубиться, но теперь,
когда у отверстия оформился торец, такая перка показала свои лучшие
качества. Именно на этапе работы дрелью этой перкой мы пробили отверстие
сквозь киль внутрь корабля. Дальше, когда получился достаточно глубокий
стакан, в ход пошла фреза из амортизатора. Незадолго до конца отверстия
пришлось встретить ее сверлением перкой в дрели изнутри лодки.
шпангоуты мешали и вал перки пришлось дополнительно удлиннять
навариванием. Так или иначе, но мы получили в награду за почти неделю
экспериментов достаточно аккуратное отверстие в киле под дейдвудную
трубу.
Дейдвудная труба, выходя из киля должна образовывать с ним прочное
герметичное соединение, к тому же отверстие под дейдвуд в киле не должно
ослаблять его. Поэтому к нержавеющей дейдвудной трубе необходимо
приварить столь же нержавеющую полосу, которая будет крепиться снаружи к
внутреннему килю, усиливать его и герметизировать дейдвуд. Как водится,
по сусекам поскребли, плюясь (во зажрались-то!) на повсеместно
попадающиеся куски титана и излишне толстые куски нержавейки и нашли в
хозяйстве двухметровой длины почти П-образный (только одна нога у П
короче другой) профиль из 4-мм нержавеющей стали неизвестного состава,
но магнитной, в отличие от трубы. Легенды гласят, что в далеком прошлом
профиль был составной частью рентгеновской установки. От профиля
отрезали 80 см и распилили этот кусок болгаркой повдоль на две части
так, чтобы можно было сварить из узкого П-образного профиля широкий, в
95мм шириной швеллер. Швеллер своей широкой плоской стороной будет
прилегать к килю, а щеки его, около 30мм шириной, будут обращены ко дну
морскому и в будущем послужат основой внешнего киля на этом участке
днища. В середине швеллера по распечатанному на принтере (бедный Solid
Works, какой ерундой ему приходится заниматься в руках дилетанта)
лекалу, соответствующему эллипсу, образующемуся при пересечении
плоскости под углом 14 градусов цилиндром диаметром 60мм было прорезано
отверстие. Сначала я стал кернить и сверлить ряды отверстий дрелью,
чтобы вырезать это отверстие, но дело мне быстро наскучило, и я взял в
руки лобзик. Макита заслуживает памятника - минут за двадцать она
справилась с этой дыркой и даже не нагрелась.
Аккурат на свой 35-й день рожденья я подхватил ротавирус и слег с
сильным энтерогриппом (Красиво звучит, правда? На самом деле с часу ночи
и до утра я разрывался между желаниями повернуться к унитазу передом
или задом, а утром с блаженным видом святого мученика лег под
капельницу). Следующие выходные для судостроения канули в лету - эта
дрянь до конца так от меня и не отсатла. Зато соратники по судостроению
подарили мне на день варенья новую 125-мм болгарочку "спарки". После
бездарных выходных, урвав несколько часов от работы, я не удержался и
обработал проделанное в нержавеющей стали отверстие зачистным диском.
Болгарка заслуживает всяческих похвал, хотя и показалась мне несколько
тяжеловатой для одной руки, возможно просто после болезни мышца слегка
одрябла.
Итак, электроды, посоветованные профессиональным сварщиком и
любителем-судостроителем в одном лице (см. главу "тем временем")
позволили даже такому непрофессионалу как я сварить из двух заготовок
швеллер и вварить в него дейдвудную трубу (не последнюю роль в этом
сыграл и наш почти игрушечный инвертор). Измерения показали, что длина
трубы должна составлять 1250 мм. Скрепя сердце эти 1250 мм отпилили
болгаркой от свято хранившейся в надежде именно на подобное
использование нержавеющей трубы длинной 3400. Вообще-то в хозяйстве
имеется и вторая такая труба (4300мм) и чует мое сердце, быть ей мачтой
для гафельного паруса. Общая длина подаренного вала составляет 1610 мм.
Похоже, этого нам как раз хватает.
Сверлим дейдвуд. Первый этап - работа фрез, сделанных по образу половецкой стрелы.
| Это
- заготовка для сварки швеллера, через который под углом 14 градусов пройдет дейдвудная труба. Ширина овала - 60мм - по диаметру трубы.
Материал - нержавейка. Узкая полоса отрезана болгаркой по всей длине от
широкой с дальней стороны и будет подварена с ближней так, чтобы
получился швеллер.
|
Сверло из амортизатора. Еще не заточили как следует. Пару противолежащих зубьев позднее вколотили к центру - развод внутрь. |
|