На неделе был сделан кондуктор для гнутья фанеры. По таблице на
каждом шпангоуте и по середине расстояний между шпангоутами были сделаны
клинообразные в большинстве своем опоры. Они были замалкованы для
прилегания фанеры не к грани, а по плоскости и рассчитаны на
переворачивание при изготовлении зеркального кондуктора для другого
борта.
27 марта вынули на улицу при температуре около 0 носовой днищевой
лист по правому борту, вскипятили в бане флягу воды и двумя кружками,
переворачивая лежащий на покрышках лист обильно полили его кипятком.
Отрепетированными действиями за 20 секунд спустили его в подвал и
положили в кондуктор, где, взгромоздившись на него сверху в количестве
трех мужиков, прикрепили его шурупом к кондуктору от сползания в заранее
просверленное отверстие и стали грузить. Нагрузили килограммов триста.
Затем каждую ночь включаем тепловентилятор для сушки листа.
Неделя просушки показалась достаточной. Столкнулись с тем, что при
попытке прикрутить уже гнутый лист на место, к шпангоутам он подходит с
огромным трудом, на скуловом стрингере вообще невозможно подтянуть. В
связи с большим количеством посторонних дел и забот строительство на
данном этапе приостановлено на долгих три месяца до конца июня.
Итак, как стена перед нами встала проблема обтяжки 10мм березовой
фанерой носовой части корабля. Решено попытаться улучшить положение
двумя мерами:
Первое, на скуловой стрингер от форштевня до второго шпангоута наклеили
накладку из дощечки 1-1,5 см толщиной, по ширине равной ширине
стрингера. У концов дощечка истончена почти до нуля. После приклейки
шлифмашинкой задали форму дощечки с плавным заходом к форштевню и
стрингеру за вторым шпангоутом, там ее толщина сточена до нуля, на
промежутке между вторым и первым шпангоутами дощечке придан двугранный
угол для сопряжения листов днищевой и бортовой обшивки Грань угла,
проходит вдоль стрингера посередине дощечки, а далее в нос от первого
шпангоута угол развернут до 180 градусов и поверхность слегка окатана на
цилиндр. На втором борту сделали то же. Первый шпангоут (он сделан как
полушпангоут - топтимберсов не имеет) из-за этой процедуры в районе
скулы утопился миллиметров на пять вглубь лодки и не контактирует с
обшивкой, на левом борту исправили это деревянным клинышком, на правом -
кашей. Речь идет о полоске менее двух сантиметров ширины и сантиметров
10 длинны. Купили нержавеющие (А2) шурупы длииной 25 и 40мм. Диаметр
длинных 3.5 4 и 5 миллиметров, штук по 80-100 каждого типа. В носу эти
шурупы способны оказывать значительное давление и кажется притягивают
обшивку по шпангоутам, килю и скуле. К вспомогательным стрингерам в носу
притянем днищевую обшивку нержавейкой на 25мм.
С решением проблемы обтяжки 10мм фанерой носовой оконечности дело сошло с
мертвой точки. Переделав кондуктор, согнули носовой лист второго борта.
Заусовали все шесть днищевых листов. Склейку четырех усовых соединений
провели за четыре приема в подвале. Ус намазывали смолой, прямо на
наборе лодке, гнутый носовой лист даже не откручивали от набора (он
удерживался на наборе несколькими шурупами, чтобы не мог разогнуться от
времени), под ус подкладывали доску, оклеенную скотчем, чтобы не
приклеилась, на ус клали микропорку толщиной около сантиметра, также
оклеенную скотчем, сверху на микропорку - вторую доску и стягивали доски
через обшивку десятком крупных, где-то 5,5 на 125 шурупов.
За два дня работы приклеили к набору склеенные из трех частей листы
днищевой обшивки. В носу фанера подтягивалась исключительно трудно и на
левом борту сосновый флортимберс второго шпангоута треснул, расслоившись
на два - т.е. трещина прошла параллельно обшивке - шурупы выдрали слой
дерева. Пришлось взять длинные черные железные шурупы и тянуть ими
сквозь трещину. Все возникшие щели заложили кашей. Тем не менее
визуально наблюдается симметрия правого и левого бортов. На будущее
желательно в таких местах флортимберсы изготавливать из ясеня или дуба.
Дальше обшивка подтягивалась без проблем, применялись латунные шурупы.
Нержавейка - только для носового листа в особо ответственных местах. От
нержавейки старались уйти, т.к. есть отзывы о ее способности к коррозии в
отсутствие воздуха и рекомендации не применять ее ниже ватерлинии. Но
по прочности она дает сто очков вперед латуни, поэтому в носу обойтись
без нее было нельзя. Ну да в носу все равно часть днища торчит над водой
- уже на третьем шпангоуте скула пересекается с ВЛ1. Вообще приклейка
цельного листа оказалась серьезным делом - работали втроем и даже
вчетвером и в авральном режиме уходил весь день. С бортом решили так не
поступать и приклеивать по одному листы фанеры, а клеить ус
непосредственно на борту. В листах предварительно размечали, сверлили и
зенковали отверстия для шурупов. Шаг шурупов на киле и скуле - 5.5 см,
зигзагом. На остальных элементах - 7см.
Несколько дней ушло на малковку выступающих кусков фанеры по килю и
скулам.
Обшивка лодки началась в конце июня, заняла весь мой отпуск, пришедшийся
на июль и продлилась в август. 14 августа 2010 года был поставлен
последний лист обшивки.
Понемногу шпаклюем смесью смолы, опилок и аэросила, заводя ее по 20мл
(смолы) дырки от шурупов. Многие шурупы торчат над поверхностью фанеры,
тогда выкручиваем их, если есть возможность, зенкуем отверстия дрелью и
снова вкручиваем. Как правило, шлицы латунных шурупов такой операции не
переживают и приходится нарезать плоский шлиц ножовкой - он во всех
отношениях оказывапется лучше крестообразного заводского и пока не было
случая, чтобы он сорвался. Только много суеты с переставлением бит с
плоской на крестик на шуруповерте, да и вообще при счете шурупов на
тысячи дело оказывается не столь и простым.
28 июля съездил к Андрею (андрей1968) с
http://www.fishingsib.ru/forum/, где ко взаимной выгоде выменял у него
несколько литров аэросила на бензин для его "Ветерка". Андрей только что
приехал с испытаний картопчика по проекту Игоря из Якутска (лодка еще
лежала на багажнике его Жигулей) и показал мне видео с испытаний - под
восьмисильным "Ветерком" легкая лодочка хорошо глиссировала с Андреем на
борту, а это, как он выразился, вес двух среднестатистических россиян.
Посмотрел и на почти готовый четырехметровый корпус из фанеры-шестерки,
сделанный по технологии сшей-и-склей, еще не обросший набором и
прочившийся на постройку экраноплана. Очень надеюсь, что проблемы со
здоровьем у Андрея решатся и он сможет сделать на основе этого корпуса
хорошую лодку.
18 августа. Цитирую свою запись из форума КиЯ. "Сегодня покупал смолу
Эд-20 здесь http://souztechmet.ru/epoks Это на мира 63, возле МЕГИ.
Отзыв - крайне отрицательный. Да, смола была, да, дешевле, чем где-либо в
городе (155 р за кг). Но во-первых меня пытались нагло надуть на пять
кило, подсунув бочонок, из которого было уже отлито, надо полагать,
кому-то еще более незадачливому 4300 грамм смолы (должно быть, под видом
пяти кило). Я попросил поставить бочку на весы. Г-н директор фирмы,
присутствовавший на складе пытался убедить меня, что 48кг 700г - это
именно то, что мне нужно. Когда я не согласился с его убежденностью, он
не покраснев, сказал, "да с этой бочки уже отливали, давайте дольем с
другой". Долили пять кило.
Во-вторых этикетки на бочке не было."
Перед этим вяло пытался поискать смолу в количестве около бочонка с
рук - для этого создал соответствующую тему на академгородковском
форуме. Нашел одного желающего продать бочку, спертую по его словам для
так и не начатого строительства катера еще в советское время в каком-то
из институтов. Марки смолы дядя не знает, смоле сто лет в обед, но одно
дядя знает точно - что не продаст ее дешевле ста рублей за кг. Наверное
так и сойдет в могилу со своей спертой бочкой смолы в обнимку. Ну что
же, спереть и сгноить - частый грех на Руси.
25 августа купили в IGC-Сибирь буквально в пятистах метрах от дома (где
покупали нержавеющие шурупы) на пробу метр стеклоткани Ortex-180 цена 32
р. Погонный метр на весах показал 164 грамма. Попробуем поклеить
стеклоткань на фанеру - опыта нет, нужно хотя бы немного представлять, с
чем столкнемся при оклейке лодки - какие шпатели лучше, можно ли
кистями выдавливать пузыри, как это пишут в первоисточниках, не будет ли
отставать ткань на углах. Да и пропитается ли она вообще, как обещано.
29 августа из единожды папы стал дважды папой - у меня родилась дочь.
Несмотря на бессонную ночь в роддоме (а в день перед этим пришлось
проехать за рулем "буханки" 600км), я все же выкроил несколько часов на
выкручивание-зенковку-закручивание шурупов обшивки и шпаклевку отверстий
над их шляпками. Кроме того попробовали, как клеится стеклоткань на
фанеру. Братья самодельщики не врут - на углу стеклоткань держаться не
хочет, а вот, если закруглить его до "радиуса строительного карандаша" -
все держится идеально. Пропитывается ткань хорошо и надо сказать, смолы
уходит немного, я ожидал больше 50 на 50 со стеклом - но вот ее просто
явно уходит по весу намного меньше, чем вес стеклоткани. Правда, нужно
будет ведь еще сразу и шпаклевать...
На сегодня зашпаклевали процентов 90 шурупов. Дело несложное,
ненапряжное, но долгое.
Куплено 50 метров стеклоткани Ortex-180 за 1600р.
К середине сентября шпаклевка шурупов закончена, все углы (скула, киль,
транец) закруглены ленточной шлифовалкой до радиуса, на который может
лечь ткань. Левая половина лодки прошкурена ленточной и вибрационной
шлифовалками (появился повод купить "вибру"). Осталось прошкурить вторую
половину, снять корпус со стапеля, взвесить, поставить его немного
поудобнее для оклейки. Нам удалось немного расширить размеры подвала в
самом критическом месте в носу, где расстояние от бортов до стенок не
превышало десяти сантиметров и это дает возможность поставить корпус
несколько иначе и получить доступ к транцу для оклейки. По поводу
шлифовалок нужно сказать, что ленточка действительно может наделать
рисок на корпусе, но только с новой лентой, поезженая лента работает
аккуратнее - у нее банально обтрепаны края и справляется с зачисткой
плоскостей гораздо лучше вибры. Вобщем, виброшлифовалка пока оказывается
почти лишней, спасибо, хоть стоила недорого.
За вторую половину сентября я закончил шлифовать корпус, прибрали в
мастерской и вот, 25 сентября под транец с двух сторон с опорой на
подложенные по диагонали под транец и борта дощечки поставили два
домкрата. Под форштевень туго пропихнули дощечку, открутили последние
удерживающие лодку со стапелем связи и подняли корму на домкратах вверх.
Это позволило подвести в корме в районе десятого шпангоута трубу-ось,
опирающуюся на пару велосипедных колес. В носу под форштевень поставили
подвернувшийся под руку скейтборд. На скейтборде и велосипедных колесах
лодка стала подвижной, причем для перемещения ее оказалось достаточным
приложить силу всего в несколько килограмм. Пока лодку не взвешивали, но
ориентировочно она, похоже, весит килограмм 350. Еще в выходные 11-12
сентября мы сумели расширить наш подвал приблизительно на один
квадратный метр как раз в самом узком его сечении за счет того, что в
рамках подготовки к зиме меняли в доме печку на твердотопливный котел.
Более компактный котел позволил убрать часть печного фундамента.
Вообще по той причине, что отец с августа и весь сентябрь с перспективой
на октябрь занят переделкой отопления (что, правда, имеет много
положительных сторон и для мастерской, а опосредованно и для
кораблестроения), а у меня самого в конце августа родилась дочь, да
наблюдается некоторое оживление на работе, да за сентябрь успел уже два
раза слечь с почками - дело с кораблем продвигается не очень интенсивно -
в среднем удается выделить один человеко-день в неделю. Но все же
нельзя сказать, что дело не идет - скоро-скоро уже будет все
подготовлено к оклейке стеклом. Я очень надеюсь объединить этот процес с
грунтовкой и покраской. Для этого нужно еще докупить ДБФ и окиси
титана.
Сейчас открылся доступ к транцу по правому борту и нужно будет
подготовить к обклейке его, пару мест в носу где есть резкий уступ при
переходе с днищевого листа на бортовой и зашпаклевать несколько десятков
дырок по кораблю, оставшихся в основном от усовки бортовых и днищевых
листов, а частью - от выкручивания лопнувших шурупов - короче в общей
сложности один человеко-день подготовительной работы. Гнем в кондукторе правый носовой днищевой лист.
| Вид с носа. Незашит только нос с правого борта.
|
Заусовка фанеры фрезером.
| Вид корабля изнутри. Весь левый борт обшит, правый борт - осталось поставить один лист, слева за переборкой - носовая каюта, мы - в рубке, за правой переборкой - кокпит.
|
В
начало На
предыдущую Часть 7. Подготовка к оклейке и оклейка.
|