К дню осеннего равноденствия у нас простояло 2 недели хорошей солнечной теплой погоды - настоящее бабье лето. Правда, как назло, в середине этой благодатной поры была все-же пара непонятно откуда взявшихся холодных дождливых дней - и как вы можете догадаться - они выпали ровно на выходные. Теперь нашей целью стало успеть до дождей сделать кормовую надстройку. Носовую я успешно выкрасил на два слоя привычной самопальной эпоксидной краской, заодно проверил, что поверх нее вполне нормально ложится банальная ПФ-115 - следовательно, защиту от УФ для эпоксидки возложим на нее. Не сердито, но дешево. В корме наблюдалась следующая проблема (вообще при постройке проблемы наблюдаются с завидной частотой, и кормовая надстройка не стала исключением) - бортовые стрингеры на последнем метре своей длины, даже на последних сантиметрах 80-ти, вдруг круто меняли свое направление под углом вверх. Это было связано с тем, что в этом месте они были надрощены на ус из-за недостатка длины стандартного 6-метрового погонажа. И как-то так получилось, что в месте склейки образовался излом. Как к такому углу крепить надстройку было неясно. Своим разумением я пришел к тому же решению, что и Королев, постановивший считать Луну твердой, чтобы исключить все вопросы устройства посадочных устройств первой лунной автоматической станции - считать привальник ровным. Поверить в это было непросто - ибо излом явно был не менее 5 градусов, но я взял двухсантиметровую доску, несколько шурупов и прикрутил ее плоскостью сверху вдоль привальника. Шуруповерт - это сила - щели практически не осталось - бедную доску почти в одной точке скривило на необходимый угол. Слева на фото пресловутая доска идет вдоль левого борта и к ней притянут низ боковой стенки надстройки. Сама доска образует что-то вроде подоконника. На правом борту на фото виден только трапецевидный срез торца этой доски. Кстати по всей длине к ней снизу приклеена 6мм фанерка - через нее оказалось легче обеспечить крепление этой доски к привальному брусу.
Борта надстройки решено сделать расширяющимися в корму, так, что палуба надстройки будет наклонена вперед. Кормовая стенка палубы оказывается также под наклоном в корму, и, к тому же лист не плоский, а изогнутый по радиусу - для этого кормовой лист надстройки также притянут к доске-подоконнику, вырезанной приблизительно по 4-метровому радиусу. Этот "подоконник" в середине дает уступ около 10 см, что преследует несколько целей - обеспечить вход трубы-баллера руля в корабль на-а-амного выше ватерлинии (на высоте борта), усложнить форму кормового среза из эстетических соображений (транец у нас вертикальный и это нужно скрасить), увеличить объем каюты, придать корме сходство с кормой "настоящего парусника".
На зашивку боковых и кормовой стенок каюты пошла сосновая фанера ФСФ 6,5мм толщиной производства г. Братск, на носовую стенку - 4мм березовая ФСФ. Формат везде - 1220 на 2440, причем на бортах длины листа хватало только потому, что мы размещали его под углом в корму. И вобщем именно его длина и определяла нам окончательно угол кормового свеса и угол падения палубы в нос.
Из кокпита будет вести три двери -вперед в "матросский кубрик", назад в "капитанскую каюту" и назад по левому борту - в выгороженный из пространства этой каюты гальюн. В кокпите по левому борту возле двери гальюна - почетное место кока, следующая шпация будет занята его плитой. Крышу кормовой каюты закрыли двумя листами 6,5мм сосновой ФСФ плюс еще маленький клочок такой же фанеры добавили в самой корме - двух листов не хватало по длине. Опираются эти листы на три бимса - тот, что в носу - намертво приклеен к передней переборке, на среднем сращиваются два листа фанеры, а кормовой - сложная конструкция из толстой фанеры и дерева обеспечивает сочленение закругленной кормовой стенки с закругленной крышей. В пролетах между бимсами сделали по три карленгса из досок толщиной около 20мм, средний кормовой карленгс имеет толщину около 40 - усилен с тем, чтобы в будущем к нему можно было закрепить вторую мачту. До вклейки карленгсов фанерная палуба очень сильно прогибалась, чем подорвала мою веру в сосновую фанеру. Вся кормовая надстройка (как и носовая) была покрыта водорастворимым антисептиком. При изготовлении кормовой надстройки у нас, наконец, кончились латунные шурупы, закупленные в самом начале строительства с доставкой из Ленинграда. По фанере надстройка обошлась в 2,5 тысячи рублей (носовая - в полторы).
Недавно мы просветились и теперь знаем, что эта "крыша сарая" на корме называется шканцами, а если копировать англичан, то и вовсе даже квартердеком и являет собой на корабле чуть не алтарь - шканцам (!) отдают честь флотские офицеры, а за оскорбление находящегося на шканцах офицера матроса ожидает эцих с полуметровыми гвоздями. Со шканцев зачитываются приказы. У меня так и встает при этом перед глазами сцена из комедии "Пираты" Романа Поланского с испанскими грандами, стоящими на шканцах галеона, во главе с капитаном, который торжественно зачитывает собравшейся внизу команде какой-то начертанный на свитке королевский указ. Вот так-то, а то мы всё крыша, крыша...
Корма вид сзади. Поставлена передняя переборка и борта. Кормовой лист будет изогнут по радиусу, палуба - также. | Сразу срезать верхнюю часть кормового листа не стали - нужно как-то обыграть это место, чтобы на виде сзади увеличить высоту кормы (как у парусника) и на виде сбоку сделать линию фальшборта еще более круто поднимающейся в корму. | Вот так выглядит наше творение на виде с носа. 21 сентября 2011г. | Вид на кокпит и переднюю каюту. |
Срез кормы. |
|